Одной из главных задач политики Российской Федерации, направленной на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека, является обеспечение устойчивого развития территорий страны, а также обустройство комфортной и благоприятной среды жизнедеятельности населения на этих территориях. Решение поставленной задачи требует совместных сбалансированных действий: направленных, с одной стороны, на прогрессивные преобразования, а с другой - на сохранение исторического и архитектурного наследия, поддержание местных традиций и защиту особых (заповедных) природных территорий.
Осуществление градостроительной деятельности требует соблюдения множества условий и норм, относящихся к различным отраслям права: это природопользование и охрана окружающей среды; обеспечение экологической и энергетической безопасности; охрана объектов культурного наследия и особых природных территорий и т.д.
Соблюдение требований законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в сфере градостроительных правоотношений имеет принципиальное значение для решения вопросов территориального развития в интересах населения.
Лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 58 ГрК РФ).
Наиболее распространенным видом юридической ответственности в градостроительной сфере является административная ответственность, установленная нормами (далее - КоАП РФ), а также нормами законов субъектов Российской Федерации и направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в сфере рассматриваемых правоотношений.
Основные статьи КОАП РФ, определяющие административную ответственность в сфере проектирования:
ст.8.1 | Несоблюдение экологических требований при архитектурно-строительном проектировании (20 – 100 тыс. руб.) |
ст.9.2 | Нарушение требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при проектировании (20 – 30 тыс. руб. или приостановление деятельности до 90 суток) |
ст.9.4(ч.1) | Нарушение требований технических регламентов, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании (100 – 300 тыс. руб.) |
ст.9.4(ч.2) | Действия, предусмотренные ч. 1 ст. 9.4, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (300 – 600 тыс. руб. либо приостановление деятельности до 60 суток) |
ст.9.4(ч.3) | Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.4 (700 тыс. – 1 млн. руб. либо приостановление деятельности до 90 суток) |
ст.9.16(ч.3) | Несоблюдение при проектировании зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (500 – 600 тыс. руб.) |
ст.13.7 | Несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования сетей и сооружений связи (10 – 20 тыс. руб. либо приостановление деятельности до 90 суток) |
ст.14.43(ч.1) | Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания) (100 – 300 тыс. руб.) |