Машинно-читаемая доверенность (МЧД) – это электронный аналог доверенности на бумаге, заверенный квалифицированной электронной подписью. МЧД оформляется на сотрудника, который будет от имени доверителя подписывать электронные документы, заключать договоры и выполнять другие операции.
С 1 сентября 2024 года МЧД стала обязательным документом для подтверждения полномочий представителей организаций и индивидуальных предпринимателей. Это предусмотрено статьёй 17.2 и 17.3 закона от 6 апреля 2011 № 63-ФЗ.
Главная задача МЧД – подтвердить, что сотрудник может подписывать электронные документы от имени организации.
Руководителю организации МЧД не нужна. Он подписывает документы УКЭП ЮЛ.
Посмотреть и проверить действительность МЧД вы можете на сайте Единого хранилища машиночитаемых доверенностей ФНС России. Проверить действительность МЧД можно по ее уникальному номеру. Чтобы получить информацию об МЧД, нужно указать на сайте ее номер, ИНН доверителя и ИНН представителя.
В соответствии с пунктом 27 Методики определения сметной стоимости, утвержденной приказом Минстроя России № 421/пр от 04.08.2020, ведомости объемов работ (ВОР) прилагаются к сметной документации (раздел проектной документации «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства» - см. пункты 28, 42 Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 87 от 16.02.2008).
В соответствии с пунктом 57(2) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 145 от 05.03.2007, в случае подготовки застройщиком раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства» без подготовки иных разделов проектной документации за проведение государственной экспертизы проектной документации в объеме проверки сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением многоквартирных домов (общего имущества в многоквартирных домах), осуществляемой без проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и оценки соответствия проектной документации, взимается плата в размере 1 процента сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, но не менее 24 тыс. рублей, в том числе налог на добавленную стоимость.
Если сметная стоимость капитального ремонта объектов капитального строительства превышает 10 млн. рублей (без налога на добавленную стоимость), взимается плата в указанном размере с учетом поправочных коэффициентов из пункта 57(2) Положения.
Таким образом, стоимость государственной экспертизы может быть рассчитана только после определения планируемой суммы капитального ремонта.
Дополнительно можно воспользоваться сервисом «Калькулятор стоимости» на сайте учреждения для определения примерной стоимости проведения государственной экспертизы.
Согласно части 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если финансирование строительства, в т.ч. и капитального ремонта, объектов капитального строительства осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, и сметная стоимость превышает десять миллионов рублей, или прохождение экспертизы предусмотрено договором на проектирование, то такая сметная стоимость подлежит проверке в случаях, установленных пунктом 27(4) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145.
В остальных случаях документация утверждается застройщиком – правообладателем земельного участка, или техническим заказчиком самостоятельно, и обязательной государственной экспертизе не подлежит.
Да, описание требуется на основании:
- пункта 5.1.1 ГОСТ 21.619.23 – общие требования к составу и содержанию текстовой части подраздела «Система водоснабжения» установлены пунктом 17 постановления Правительства Российской Федерации № 87 от 16.02.2008;
- пункта 5.1.3 ГОСТ 21.619.2023;
- пункта 7.5 СП 31.13330.2021 – при реконструкции систем водоснабжения следует оценивать существующие и находящиеся в эксплуатации сооружения, водоводы и сети в части технического, надежностного и санитарного состояния с обоснованием экономической целесообразности их дальнейшего использования с учетом затрат на реконструкцию с обеспечением требуемого уровня надежности и интенсификацию их работы;
- раздела V «Питьевая вода» СанПиН 2.1.3684-21.
Согласно пункту 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) благоустройство территории – деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
При этом, статьей 49 ГрК РФ определено, что экспертизе подлежит проектная документация объектов капитального строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия.
Таким образом, проведение государственной экспертизы проектной документации указанного в запросе вида работ (благоустройства территории) не предусмотрено.
В случае необходимости оценки данной документации на соответствие техническим регламентам и/или нормативам в области сметного нормирования и ценообразования, заказчик может обратиться в ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» для получения консультационной услуги с выдачей соответствующего заключения.
Подробнее с данным видом услуги Вы можете ознакомиться на сайте учреждения в разделе Экспертные услуги/Экспертная оценка.
С полным перечнем документов, предоставляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации на предмет достоверности определения сметной стоимости можно ознакомится на сайте учреждения в разделе Государственные услуги/Проверкасметной стоимости. При этом, состав разделов проектной документации определяется застройщиком и указывается в задании на проектирование в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации № 87 от 16.02.2008.
Рекомендуем обратиться к начальнику сметного отдела учреждения Баевой Т.Н., т.к. представленной информации недостаточно для подготовки ответа на поставленный вопрос. Номера телефонов указаны на сайте учреждения в разделе Контакты/Телефонный справочник.
Вместе с тем отметим, что в письме Минстроя России от 07.02.2022 г. №4153-ИФ/09 прил.2 указаны индексы изменения сметной стоимости к ФЕР-2001 и ТЕР-2001 (редакция 2014 года), т.е. принятая нормативная база в сметной документации не может быть 1984 года.
В соответствии с пунктом 45.12 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, изменения в сметную документацию вносятся в объеме корректировки проектной документации, т.е. если в проектные решения не вносятся изменения, то и сметная документация не может быть скорректирована. При этом, в части сметной документации, подвергшейся изменениям в результате изменения физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией, принимается та нормативная база, которая была в документации, получившей положительное заключение.
Согласно статье 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) экспертизе подлежит проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации. При этом, в предмет экспертизы проектной документации входит оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов и другим обязательным требованиям, а также проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 2 части 3.4 статьи 49 ГрК РФ государственной экспертизе подлежит проектная документация на объекты, сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта которых в соответствии с требованиями настоящего Кодекса подлежит проверке на предмет достоверности ее определения. При этом, если финансирование строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, и сметная стоимость превышает десять миллионов рублей, или прохождение экспертизы предусмотрено договором на проектирование, то согласно части 2 статьи 8.3 ГрК РФ такая сметная стоимость подлежит проверке.
Вместе с тем, следуя части 1 статьи 48 ГрК РФ, при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 статьи 48 ГрК РФ, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства».
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 49 ГрК РФ экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства.
Но поскольку частью 2 статьи 8.3 ГрК РФ установлено, что проектная документация, в том числе капитального ремонта подлежит государственной экспертизе в случае, если финансирование работ осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 ГрК РФ, то в соответствии с пунктом 1 части 3.3 статьи 49 ГрК РФ государственная экспертиза капитального ремонта осуществляется только на предмет проверки достоверности определения сметной стоимости, предусмотренный пунктом 2 части 5 статьи 49 ГрК РФ.
Во исполнение части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 вышеуказанной статьи.
Вид выполняемых работ (строительство, реконструкция или капитальный ремонт) определяется заказчиком (застройщиком) и указывается в задании на проектирование (приказы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 125/пр от 01.03.2018 и № 307/пр от 21.04.2022).
В данном запросе вид работ указан – «капитальный ремонт».
В силу части 3 статьи 49 ГК РФ экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства.
При этом, согласно пункту части 3.3 статьи 49 ГК РФ проектная документация объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 49 ГК РФ, проектная документация, указанная в части 3 статьи 49 ГК РФ, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации по собственной инициативе застройщика или технического заказчика могут быть направлены на государственную экспертизу.
Из изложенного следует вывод, что проектная документация на капитальный ремонт объекта капитального строительства в случае финансирования с привлечением средств, указанных в части 2 статьи 8.3 ГК РФ, подлежит обязательности проведения государственной экспертизы на предмет проверки достоверности определения сметной стоимости.
Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 8.3 ГК РФ в случае, если указанная сметная стоимость капитального ремонта не превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость капитального ремонта подлежит такой проверке, если это предусмотрено договором.
Обращаем внимание, что данное разъяснение актуально и при выполнении указанных в запросе типов работ в рамках капитального ремонта объекта капитального строительства.
Учитывая, что стоимость работ составляет менее десяти миллионов рублей, то согласно части 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации проведение государственной экспертизы проектной документации на предмет проверки достоверности определения сметной стоимости не является обязательным.
Наименование объекта капитального строительства определяется заказчиком и указывается в задании на проектирование.
Согласно части 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации), результатов инженерных изысканий и т.д.
Предметом экспертизы проектной документации в соответствии с частью 5 статьи 49 ГрК РФ является, в том числе, оценка соответствия проектной документации заданию застройщика или технического заказчика на проектирование – информации, сведениям и требованиям, указанным в задании на проектирование.
Таким образом, объем реконструкции определяется исключительно на основании данных, указанных в задании на проектирование в разделе II «Перечень основных требований к проектным решениям».
Уточнения, изменения и дополнения к заданию на проектирование оформляются в виде дополнения к заданию на проектирование, утверждённому в установленном порядке.
Дополнительно сообщаем, что учреждение оказывает услуги «Согласование проекта задания на архитектурно-строительное проектирование объекта капитального строительства, строительство (реконструкция) которого осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» и «Консультационный пакет», в рамках которых может быть проведен предметный анализ представленной документации. Условия предоставления услуг размещены на официальном сайте учреждения в разделе Экспертные услуги.
В соответствии с пунктом 45.11 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145:
- в случае внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, проводится оценка таких изменений на предмет их соответствия требованиям, на соответствие которым оценивалась проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий при первоначальном проведении государственной экспертизы, по результатам которой было получено положительное заключение государственной экспертизы;
- в случае, когда в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика на проектирование внесение изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и (или) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, осуществлено в соответствии с требованиями, вступившими в силу после выдачи указанного положительного заключения государственной экспертизы, проводится оценка изменений, внесенных в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, на предмет соответствия требованиям, вступившим в силу после выдачи положительного заключения государственной экспертизы.
В соответствии с пунктом 20(1) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145 представление сметной документации для проведения проверки достоверности определения сметной стоимости осуществляется в уровне цен, сложившихся на дату ее представления застройщику, техническому заказчику или лицу, обеспечившему выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (согласно дате, указанной в акте приёма-передачи документации заказчику-застройщику).
В настоящее время функция отображения оплаты услуги в личном кабинете не реализована. Разработка данного функционала предусмотрена Планом развития ЕЦПЭ с учетом критичности и приоритетности задач.
В связи с этим, для уточнения статуса оплаты можно обратиться к сотрудникам учреждения по телефонам +7 (351) 219-33-00, доб. 206 или 207.
Согласно пункту 44 (1) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 (далее – Положение № 145), повторная государственная экспертиза осуществляется в порядке, предусмотренном Положением для проведения первичной государственной экспертизы. Разграничение полномочий на проведение государственной экспертизы проектной документации установлено подпунктом "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145.
В силу подпункта "ж" пункта 24 Положения № 145 представление проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в иную организацию по проведению государственной экспертизы является основанием для отказа в принятии такой документации на государственную экспертизу.
Кроме того, пунктом 45 (1) Положения № 145 предусмотрено, что проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий подлежат экспертной оценке в полном объеме в случае, если после проведения первичной (предыдущей повторной) государственной экспертизы такой проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в законодательство Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми государственная экспертиза должна осуществляться иной организацией по проведению государственной экспертизы.
Таким образом, проведение повторной государственной экспертизы возможно только в организации, проводившей первичную экспертизу.
Разграничение полномочий на проведение государственной экспертизы проектной документации, включая проверку достоверности определения сметной стоимости, установлено подпунктом «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», в соответствии с которым по общему правилу экспертиза проводится по месту расположения земельного участка, на котором предполагается осуществить строительные работы, за исключением отдельных случаев, указанных в данном пункте.