A A A A
Цветовая схема:
A
A
A
A
A
Изображения:
Выкл. | Вкл.
версия для слабовидящих
Меню
Об учреждении Государственные услуги Экспертные услуги Пресс-центр Документы Деятельность Контакты Противодействие коррупции

Вопрос-ответ

Наше предприятие заказало проект на разработку проектной документации на полигон ТБО стадии ПД и РД . Наши специалисты просят проведение экспертизы на достоверность сметной документации. Однако разработчики проектной документации утверждают, что это совершенно иная сметная документация для разработки которой необходимы дополнительные средства. Прошу дать пояснение, чем же отличается сметная документация на стадии РД и сметной документации которую надо предоставлять на экспертизу достоверности сметной документации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (далее – Положение № 145) предусмотрен порядок проведения экспертизы в отношении документации, разработанной в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (далее – Положение № 87) в объеме стадии «проектная документация».

 

В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

 

При этом рабочая документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, их частей.

 

В соответствии с пунктом 4 Положения № 87 рабочая документация разрабатывается в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений. Данное Положение не содержит указаний на последовательность разработки рабочей документации, что определяет возможность ее выполнения как одновременно с подготовкой проектной документации, так и после ее подготовки.

 

При этом объем, состав и содержание рабочей документации должны определяться заказчиком (застройщиком) в зависимости от степени детализации решений, содержащихся в проектной документации, и указываться в задании на проектирование.

 

Вместе с тем, согласно пункту 35 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр, сметные расчеты разрабатываются на основании проектной и (или) иной технической документации, ведомостей объемов работ с указанием наименований работ, их единиц измерения и объемов работ, ссылок на чертежи и спецификации, расчета объемов работ и расхода материальных ресурсов (с приведением формул расчета), а также иных исходных данных, необходимых для определения сметной стоимости строительства.

 

Таким образом, при проведении государственной экспертизы на предмет проверки достоверности определения сметной стоимости в соответствии с пунктом 16(2) Положения № 145 заявителю необходимо представить, помимо прочих документов, сметную документацию, а также ведомости объемов работ, при этом эксперты учреждения в ходе проведения государственной экспертизы вправе затребовать от заявителя представление дополнительных документов, таких как спецификации, для подтверждения сметных расчетов.

Производим монтаж охранно-пожарной сигнализации, используя адресное оборудование ЗАО НПВ "Болид". Система ОПС будет строится на базе программируемого прибора "С2000-М" (пульт контроля и управления). Заказчик не согласовывает ПНР на данные работы, ссылаясь на общие положения сборника №2 ГЭСНп, расценки которого не предназначены для определения затрат: • по системам видеонаблюдения (охраны) с использованием телевизионных установок, громкоговорящей связи (оповещения) системам автоматической пожарной и охранно-пожарной сигнализации и др., затраты на которые определяются по ФЕРм сборника №10 «Оборудование связи».

Однако в сметных нормах сборника №10 отдела 8 раздела 1 не учтены затраты на электрическую проверку оборудования и испытания системы в целом при установке в систему пожарно-охранной сигнализации приборов приемно-контрольных и устройств сигнализирующих объектовых, определяемые по ТЕРп части 2 «Автоматизированные системы управления» - по расценкам для систем I категории технической сложности (табл. 02-01-001). То есть, расчет трудозатрат (стоимости) на ПНР на ОПС можно выполнять исходя из требований технической части сборника 10 на основании сметных нормативов, указанных в сборнике №2. Формальное условие, что автоматизированные системы в своем составе имеют АРМ и(или) программируемую логическую станцию. Программируемый пульт "С2000М" является таким контроллером, в котором прописывается каждый адрес (каждый датчик). Система является сложной и требует итоговых испытаний. Является ли наше обоснование правомерным для согласования сметной документации на ПНР по сборнику №2 по нормам для систем I категорий технической сложности?

Согласно положений Технической части сборника № 10 «Оборудование связи» Федеральных единичных расценок на монтаж оборудования (ФЕРм):

1.10.1. В ФЕРм сборника № 10 учтены затраты на выполнение полного комплекса монтажных работ, определенного на основе соответствующих технических условий и инструкций на монтаж, электрическую проверку, регулировку, тренировку и настройку оборудования

1.10.114. В ФЕРм сборника № 10 отдела 8 раздела 1 учтены затраты на установку приборов, аппаратов и проверку качества монтажа, индивидуальные испытания приборов систем пожарно-охранной сигнализации, устройств сигнализирующих объектовых, а также затраты на электрическую проверку и испытания указанных систем пожарно-охранной сигнализации в целом

 

Поэтому затраты на ПНР пожарной сигнализации отдельными позициями не учитываются.

Капитальный ремонт трех помещений театра, площадь 400м2. Требуется ли СРО проектной организации чтобы пройти ГЭ в части достоверности сметной стоимости?
Согласно ч.1 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГрК РФ) архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации (в том числе путем внесения в нее изменений) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства» при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных ч. 12.2 статьи 48. 

При этом, ч. 4 статьи 48 ГрК РФ говорит о том, что работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с ч. 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее по тексту – договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с ч. 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций. 

В ч. 4.1 статьи 48 ГрК РФ перечислены исключения, кому не требуется членство в СРО. 

Таким образом, наличие членства СРО в области архитектурно-строительного проектирования при проведении проверки достоверности определения стоимости капитального ремонта у лица, заключившего договор с застройщиком на разработку в том числе сметной документации, является обязательным.
Нужна ли гос.экспертиза сметной стоимости при реконструкции парка (парк не является историческим или наследием)?

Согласно части 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации если реконструкция финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, и ее сметная стоимость превышает десять миллионов рублей, то указанная сметная стоимость подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации.

Обязательно снимать весь "пирог" до основания кровли при капитальном ремонте здания для прохождения проверки сметной стоимости?

В соответствии с частями 5 и 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка задания на проектирование, а также подготовка проектной документации и внесение в нее изменений является прерогативой застройщика (технического заказчика).

 

На основании пункта 3 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, в обязанность ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» входит разъяснять по запросам заинтересованных лиц только порядок проведения государственной экспертизы.

 

Разъяснения по иным вопросам подготовки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство объектов капитального строительства уполномочены давать компетентные органы исполнительной власти, указанные в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Вопрос «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (с изменениями на 27 мая 2022 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2022 года) Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию:
I. Общие положения
3. Проектная документация состоит из текстовой и графической частей, содержащих материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели.»
Можно ли это трактовать: 1. Проектная документация состоит из текстовой и графической частей, содержащих материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели.
2. Проектная документация состоит из текстовой и графической частей, содержащих материалы в текстовой и графической формах или в форме информационной модели.

На основании пункта 3 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, в обязанность Учреждения среди прочего входит разъяснять бесплатно по запросам заинтересованных лиц порядок проведения государственной экспертизы. Согласно подпункту «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»  разъяснения о порядке применения Положения, утвержденного настоящим постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В техникуме будет проводиться капитальный ремонт помещений, здание 2000м2, высота 4 этажа. Финансирование - спонсорская помощь. Необходимо ли проходить экспертизу проекта?

Согласно части 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства (далее – ОКС). Вместе с тем, в случае если финансирование капитального ремонта осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 ГрК РФ, то в соответствии с пунктом 1 части 3.3 статьи 49 ГрК РФ проектная документация капитального ремонта подлежит государственной экспертизе в части проверки достоверности определения сметной стоимости.

Будет ли проверяться при гос.экспертизе проектной документации капитального ремонта объекта культурного наследия разрешение и задание на проведение работ минкультурой и наличие лицензии у организации которая разрабатывала нпд?

Обоснованное решение о влиянии видов работ на конструктивную надежность и безопасность объекта культурного наследия принимает государственный заказчик (застройщик, технический заказчик) по представлению проектной организации, осуществляющей подготовку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, которая в соответствии с частью 5 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) несет ответственность за качество проектной документации, а также в соответствии со статьей 60 ГрК РФ несет ответственность по возмещению вреда, причиненного вследствие недостатков в работе по подготовке проектной документации.

 

До начала проектных работ проектная организация, которая имеет действующую лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – Лицензия) в части разработки проектной документации по консервации, ремонту, реставрации, приспособлению, воссозданию и инженерному укреплению объектов культурного наследия, подготавливает Акт определения влияния видов работ на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия (далее – Акт).

 

Акт является неотъемлемой частью исходно-разрешительной документации раздела «Предварительные работы», если научно-проектная документация разрабатывается в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 55528-2013 «Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования», или раздела 1 «Пояснительная записка» проектной документации, если документация разрабатывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

 

В соответствии со статьями 33 и 45 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя выдачу в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выданного органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 статьи 45 настоящего Федерального закона.

 

Вместе с тем, подпунктом «г» пункта 13 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 145 от 05.03.2007, предусмотрено предоставление на государственную экспертизу проектной документации на объект капитального строительства в соответствии с требованиями (в том числе к составу и содержанию разделов документации), в частности раздела 1 «Пояснительная записка».

 

Таким образом, предоставление вышеуказанных документов (лицензии, акта и задания) в составе документации для проведения государственной экспертизы является обязательным.

В ходе производства работ по капитальному ремонту котельной подрядчиком выявлены ошибки в ПСД и неучтенные работы (заземление, пуско-наладка и т.д.). Проектная организация готова все исправить и дополнить ПСД. Нужно ли повторно проходить гос экспертизу (увеличение стоимости на сумму около 1 млн рублей, финансируется из бюджета)? можно ли на доп объемы провести негосударственную экспертизу?

В соответствии с частью 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) экспертиза проектной документации по решению застройщика может не проводиться в отношении изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, если такие изменения одновременно:

- не затрагивают несущие строительные конструкции объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы (пункт 1 части 3.8 статьи 49 ГрК РФ);

- не приводят к нарушениям требований технических регламентов, санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований государственной охраны объектов культурного наследия, требований к безопасному использованию атомной энергии, требований промышленной безопасности, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований антитеррористической защищенности объекта (пункт 3 части 3.8 статьи 49 ГрК РФ);

- соответствуют заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, а также результатам инженерных изысканий (пункт 4 части 3.8 статьи 49 ГрК РФ).

 

Кроме того, в силу пункта 5 части 3.8 статьи 49 ГрК РФ экспертиза проектной документации должна проводиться в отношении изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, если такие изменения не соответствуют установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений, принятом в отношении объекта капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в установленном порядке, стоимости строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, осуществляемого за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В иных же случаях изменения проектной документации, связанные с изменением стоимости строительства, но не влияющие на архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения, экспертизе не подлежат.

 

Повторная экспертиза может осуществляться только организацией, проводившей первичную экспертизу.

 

Вместе с тем, согласно статье 8.3 ГрК РФ сметная стоимость строительства, осуществляемого за счет бюджетных средств, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения только в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации. Негосударственные экспертизы такими полномочиями не наделены.

Здравствуйте, подскажите что я должна написать в строке Тип дорожной одежды (по нормам она капитальная), а в строке ниже написано что значение должно быть целым или десятичным?
При добавлении технико-экономических показателей в заявление системой не установлено ограничений по вводу значения показателя (текстовых или количественных). В данном случае, ошибка может быть вызвана неправильно выбранной единицей измерения показателя либо наличием лишних знаков препинания, пробелов.
Просим пояснить к какому виду строительства (капремонт или реконструкция) отнести проект на демонтаж кровли (включая демонтаж всех плит покрытия) и монтаж новой кровли (балки, плиты, участок легкосбрасываемых конструкций) ? Кровля была двускатная и такая же остается, габариты не меняются. Здание площадью 26м2.

В соответствии с основными понятиями, используемыми в Градостроительном Кодексе Российской Федерации (далее – ГрК РФ), статья 1:

14) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов)  изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;

14_2) капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов)  замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов

 

Разница между реконструкцией и капитальным ремонтном, исходя из определений п.14 и 14_2 статьи1 ГрК РФ заключается в том, что при реконструкции предусматривается замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций (целиком), а при капитальном ремонта  замена и(или) восстановление отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и(или) восстановление указанных элементов.

 

Исходя из формулировки Вашего запроса проектными решениями предусматривается полная замена конструкций покрытия. Покрытие относится к несущим конструкциям объекта капитального строительства, следовательно полная его замена является реконструкцией.

 

Кроме предполагается устройство участка легкосбрасываемых конструкций – следовательно можно предположить, что проектной документацией предусматривается изменение функционального назначения здания, что также является реконструкцией.

Нужна ли ГЭ ПСД, если стоимость ремонта согласно смете менее 10 000 000, 00 руб..

Согласно части 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если сметная стоимость строительства, включая капитальный ремонт, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации. При проведении капитального ремонта объектов капитального строительства указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а именно:

- замены и (или) восстановления строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций,

- замены и (или) восстановления систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов,

- замены отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.


В случае, если указанная сметная стоимость строительства не превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит такой проверке, если это предусмотрено договором.

Требуется ли проведение проверки достоверности сметной стоимости работ по установкам систем оповещения?

В соответствии с частью 3.3 статьи 49 и частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если установка систем оповещения проводится в рамках капитального ремонта за счет бюджетных средств и стоимость таких работ составляет более 10 млн. руб., то проведение государственной экспертизы проектной документации на предмет проверки достоверности определения сметной стоимости является обязательным.

Нужно ли подавать проектную документацию на экспертизу и почему на строительство мачты высотой до 100м?

Согласно части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи. Вместе с тем, частью 3.3 данной статьи предусмотрено, что проектная документация объектов капитального строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, проектная документация, указанная в части 3 настоящей статьи, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации:

1) подлежат государственной экспертизе в случаях, если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с требованиями настоящего Кодекса подлежит проверке на предмет достоверности ее определения;

2) по собственной инициативе застройщика или технического заказчика могут быть направлены на государственную или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, указанных в пункте 1 настоящей части.

 

При этом, если финансирование строительства осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, и сметная стоимость превышает десять миллионов рублей, или прохождение экспертизы предусмотрено договором на проектирование, то согласно части 2 статьи 8.3 ГрК РФ такая сметная стоимость подлежит проверке, а следовательно, проектная документация подлежит государственной экспертизе.

Каким документом подтверждается право ОГАУ "Госэкспертиза Челябинской области" проводить экспертизу проектной документации?

Согласно ч. 1 ст. 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации Российская Федерация (далее – ГрК РФ) передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий с учетом установленных исключений.

 

В соответствии с ч. 4 ст. 49 ГрК РФ государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом».

 

Согласно ч. 4.2 ст. 49 ГрК РФ государственная экспертиза проектной документации иных (не предусмотренных ч. 4.1) объектов капитального строительства и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, проводятся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением по месту нахождения земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.

 

ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» (далее – Учреждение) создано на основании постановления Правительства Челябинской области от 21 февраля 2008 г. № 30-П «О создании областного государственного автономного учреждения «Управление государственной экспертизы проектной документации, проектов документов территориального планирования и инженерных изысканий Челябинской области (Госэкспертиза Челябинской области)», принятого во исполнение требований ГрК РФ.

 

В соответствии с п. 2 постановления Правительства Челябинской области от 21 февраля 2008 г. № 30-П учредителем ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» является Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области, постановлением Губернатора Челябинской области от 5 июня 2019 г. № 233 «Об образовании Министерства промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области, передаче отдельных полномочий Министерства экономического развития Челябинской области и Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области, переименовании Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области и внесении изменений в постановление Губернатора Челябинской области от 27 октября 2014 г. № 157» переименованное в Министерство имущества Челябинской области.

 

Согласно п. 91 Положения о Министерстве имущества Челябинской области, утвержденное постановлением Губернатора Челябинской области от 10 декабря 2014 г. № 233,  установлено, что Министерство имущества Челябинской области осуществляет функции уполномоченного органа по организации проведения в Челябинской области государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, за исключением указанных в п. 5 и 5.1 ст. 6 ГрК РФ государственной экспертизы проектов документов территориального планирования Российской Федерации, государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий.

 

При этом, распоряжением Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 08 февраля 2019 г. № 430-р утвержден Устав Учреждения, согласно п. 2.2 и 2.4 которого Учреждение создано в целях осуществления переданных Челябинской области государственных полномочий в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; для достижения указанных целей Учреждение осуществляет проведение государственной экспертизы проектной документации, сметной документации, результатов инженерных изысканий.

Может ли корректировку проектной сметной документации проводить другой подрядчик?

Согласно п. 2 ст. 761 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) при обнаружении недостатков в технической документации или в изыскательских работах подрядчик по требованию заказчика обязан безвозмездно переделать техническую документацию и, соответственно, произвести необходимые дополнительные изыскательские работы, а также возместить заказчику причиненные убытки, если законом или договором подряда на выполнение проектных и изыскательских работ не установлено иное. Нормы гражданского законодательства о подряде не запрещают заказчику поручить устранение недостатков на основании договора третьему лицу, имеющему право выполнять такие работы.

 

При этом необходимо иметь в виду, что произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов, являются объектами авторских прав (п. 1 ст. 1259 ГК РФ), а согласно ст. 1266 ГК РФ внесение изменений в произведение не допускается без согласия автора.

 

Ст. 20 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», в свою очередь, предусмотрено, что изменения архитектурного проекта при разработке документации для строительства или при строительстве архитектурного объекта производятся исключительно с согласия автора архитектурного проекта.

 

Таким образом, для внесения изменений в проектную документацию, содержащую архитектурную часть, в силу указаний закона необходимо согласие ее автора (или соавторов – ст. 1258 ГК РФ),  которое может быть выражено в отдельном документе либо зафиксировано в договоре с проектной организацией (к примеру, в приложении) – в форме, позволяющей установить, что согласие исходит именно от автора. Иными словами, автор должен быть надлежащим образом идентифицирован (п. 1 ст. 19 ГК РФ), а данное им согласие содержать его подпись.

 

В случае, если изменения вносятся в проектную документацию, не содержащую архитектурную часть, и правообладателем является заказчик, то новая проектная организация, осуществляющая корректировку, отвечает своим членством в СРО за внесенные изменения и за совместимость скорректированных разделов с разделами, в которые корректировки не вносились.


Можно ли пройти госэкспертизу сначала стадией П, а потом отдельно подать заявление на проверку достоверности определения сметной стоимости строительства с уже правильно разработанной рабочей документацией (на основе стадии П, прошедшей экспертизу) и всеми объемами?

В соответствии с частью 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) предметом экспертизы проектной документации являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, прочим обязательным требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 ГрК РФ, в том числе заданию на проектирование, а также проверка достоверности определения сметной стоимости в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 ГрК РФ.


Вместе с тем, согласно части 3.4 статьи 49 ГрК РФ государственной экспертизе подлежат проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой документации объектов, сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта которых в соответствии с требованиями ГрК РФ подлежит проверке на предмет достоверности ее определения.


Следуя части 2 статьи 8.3 ГрК РФ, в случае, если сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации.


Кроме того, при направлении на государственную экспертизу документов по таким объектам, проектная документация, входящая в состав представляемых документов, в соответствии с пунктом 4 части 13 статьи 48 ГрК РФ должна включать раздел «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства».


Отсутствие в проектной документации разделов, которые подлежат включению в состав такой документации, согласно подпункту «а» пункта 24 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 145 от 05.03.2007 (далее – Положение № 145), является основанием для отказа в принятии проектной документации на государственную экспертизу.


С учётом изложенного следует, что предмет государственной экспертизы по объектам капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств, указанных в части 2 статьи 8.3 ГрК РФ, одновременно включает оценку «технической части» и проверку достоверности определения сметной стоимости.


Нормы ГрК РФ и Положения № 145, предусматривающие отдельно оценку «технической части» проекта, распространяются только на случаи, когда проектная документация не подлежит обязательной государственной экспертизе на предмет проверки достоверности определения сметной стоимости.

 

Дополнительно стоит отметить, что рабочая документация не подлежит государственной экспертизе. В соответствии с частью 15 статьи 48 ГрК РФ проектная документация, а также изменения, внесенные в нее в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ, утверждаются застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором. В случаях, предусмотренных статьей 49 ГрК РФ, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации, за исключением случаев, предусмотренных частями 15.2 и 15.3 статьи 48 ГрК РФ.


Нужна ли экспертиза на проектную документацию по строительству 2-этажного детского сада площадью 800 кв.м.?

Согласно статье 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) экспертизе подлежат проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации.

 

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 49 ГрК РФ экспертиза проектной документации не проводится в отношении проектной документации на отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами. Однако, согласно части 2.2 статьи 49 ГрК РФ в случае, если объекты капитального строительства, указанные в пунктах 4 и 5 части 2 настоящей статьи, относятся к объектам массового пребывания граждан, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной. Критерии отнесения объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 настоящей статьи, к объектам массового пребывания граждан утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

 

Так, согласно пункту 2 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 10 апреля 2020 г. № 198/пр «О критериях отнесения объектов, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 статьи 49 ГрК РФ, к объектам массового пребывания граждан» критерием отнесения объектов капитального строительства, указанных в пункте 5 части 2 статьи 49 ГрК РФ, к объектам массового пребывания граждан является возможность одновременного нахождения на объекте в соответствии с проектной документацией пятидесяти и более человек.

 

Кроме того, пунктом 2 части 3.4 статьи 49 ГрК РФ предусмотрено, что государственной экспертизе подлежит проектная документация на объекты, сметная стоимость строительства которых в соответствии с требованиями настоящего Кодекса подлежит проверке на предмет достоверности ее определения. При этом, если финансирование строительства осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, и сметная стоимость превышает десять миллионов рублей, или прохождение экспертизы предусмотрено договором на проектирование, то согласно части 2 статьи 8.3 ГрК РФ такая сметная стоимость подлежит проверке.

 

Таким образом, проектная документация на строительство 2-этажного детского сада площадью не 800 квадратных метров, подлежит обязательной экспертизе в случае, если в проектируемом здании планируется одновременное нахождение пятидесяти и более человек, и/или если строительство финансируется за счет бюджетных средств, и сметная стоимость такого строительства превышает 10 млн. рублей. В этом случае проектная документация подлежит обязательной государственной экспертизе.

Управление-жилищно-коммунального хозяйства Администрации ЧГО. У нас имеется рабочая документация по объекту устройство сухого фонтана "Благоустройство площади Ленина". Является ли сухой фонтан объектом капитально строительства? И нужно ли нам проходить Экспертизу. Или все таки это относится к благоустройству, МАФ?

Согласно статье 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) экспертизе подлежат проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации.

 

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

 

Таким образом, если установка фонтана включает в себя устройство фундамента, стен, днищ, и прочих строительных конструкций, то данное сооружение является объектом капитального строительства.

 

Вместе с тем, частью 3 статьи 49 ГрК РФ предусмотрено, что экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство. Однако согласно пунктом 2 части 3.4 статьи 49 ГрК РФ государственной экспертизе подлежит проектная документация на объекты, сметная стоимость строительства которых в соответствии с требованиями настоящего Кодекса подлежит проверке на предмет достоверности ее определения. При этом, если финансирование строительства осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, и сметная стоимость превышает десять миллионов рублей, или прохождение экспертизы предусмотрено договором на проектирование, то согласно части 2 статьи 8.3 ГрК РФ такая сметная стоимость подлежит проверке.

 

Учитывая вышеизложенное, проектная документация на строительство сухого фонтана подлежит обязательной государственной экспертизе в случае, если документацией предусмотрено устройство фундамента, стен, днищ и прочих строительных конструкций, объект финансируется за счет бюджетных средств, и сметная стоимость такого строительства превышает 10 млн. рублей.


Можно ли Заказчику с гос. участием провести экспертизу сметной стоимости на работы в объеме одного договора по варианту для разных разделов рабочей документации в разных экспертизах. Например:
по разделам АР, КР пройти гос. экспертизу в ГГЭ, по остальным разделам пройти гос. экспертизу в МГЭ?

В соответствии с частью 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственной экспертизе подлежат проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой документации. Экспертиза рабочей документации не предусмотрена действующим законодательством, в т.ч. и на предмет проверки достоверности определения сметной стоимости.

 

Организации по проведению государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для таких объектов, установлены подпунктом «б» пункта 2 Положения о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145, т.е. определена принадлежность к экспертной организации в зависимости от объекта, его расположения и источника финансирования.

 

На государственную экспертизу, в т.ч. на предмет проверки достоверности определения сметной стоимости, принимается проектная документация в полном объеме и выдается заключение на весь объект капитального строительства.


Задать вопрос
Вопросы 1 - 20 из 141
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец