A A A A
Цветовая схема:
A
A
A
A
A
Изображения:
Выкл. | Вкл.
версия для слабовидящих

Вопрос-ответ

Может ли Управление образования выступать заказчиком Экспертизы от имени всех подведомственных учреждений и на каких условиях?

Пунктом 2 положения об организации и проведении государственной  экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, установлено, что заявителем при направлении документов на государственную экспертизу может выступать:

а) застройщик;

б) технический заказчик;

в) уполномоченное техническим заказчиком либо застройщиком лицо, обратившееся с заявлением о проведении государственной экспертизы.

 

а) В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на подлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Наличие права на земельный участок и его юридическое закрепление за правообладателем (застройщиком) подтверждаются соответствующими документами о праве на земельный участок.

 

б) Согласно пункту 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации технический заказчик – это лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет подрядчикам необходимые для выполнения ими работ материалы и документы, утверждают проектную документацию, подписывают документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Частью 15  статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, технический заказчик до утверждения проектной документации направляет её на экспертизу.

По смыслу пункта 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации технический заказчик в отношениях с третьими лицами при направлении проектной документации на государственную экспертизу действует от имени застройщика.

Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает следующие договорные конструкции построения отношений, когда одно юридическое лицо действует от имени другого:

1) по модели договора поручения (поверенный (юридическое или физическое лицо) обязуется совершить от имени и за счет доверителя (застройщика) определенные юридические действия. Доверитель обязан выдать поверенному доверенность  (доверенности) на совершение юридических действий, предусмотренных договором поручения, за исключением случаем, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации.

2) по модели договора агентирования, когда агент (юридическое или физическое лицо) действует от имени и за счет принципала (застройщика). Принципал обязан выдать доверенность агенту.

 

в) уполномоченное техническим заказчиком, застройщиком лицо, обратившееся с заявление о проведении государственной экспертизы, предоставляет на государственную экспертизу:

- доверенность, подтверждающую полномочия действовать от имени застройщика, в которой полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении государственной экспертизы должны быть оговорены специально (подпункт «и» пункта 13 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03 2007 № 145);

- документы (заверенные копии договора поручения и/или агентирования и доверенности, выданной застройщиком техническому заказчику, доверенность, выданную уполномоченному лицу техническим заказчиком в порядке передоверия), подтверждающие полномочия действовать от имени застройщика в результате передоверия техническим заказчиком полномочий, возложенных на него застройщиком договором поручения и/или агентирования и доверенностью). В доверенности на уполномоченное лицо полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении государственной экспертизы должны быть оговорены специально (подпункт «и» пункта 13 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145).

Планируется проведение ремонта жилого помещения в части замены внутриквартирных инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения с заменой отопительных приборов, газоснабжения с заменой газового оборудования (газовой плиты), оконных и дверных проемов.
1. Необходима ли проектная документация на данный комплекс работ или достаточно сметы.
2. Подлежит ли проектная (сметная) документация на данный комплекс работ государственной экспертизе.

Указанные виды работ относятся к капитальному ремонту объекта капитального строительства.

В соответствии с частью 12.2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (ГрК РФ):

В случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации.

В соответствии с частью 3.4 статьи 49 и частью 2 статьи 8.3 ГрК РФ проектная документация на капитальный ремонт, финансируемый с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов подлежит государственной экспертизе.

Предметом экспертизы при этом является проверка достоверности определения сметной стоимости (часть 5 статьи 49 ГрК РФ).

На объекте реконструкции генподрядчик просит произвести замену оборудования. В заключении экспертизы, а также в проекте прописана конкретная модель оборудования (в т.ч. производитель). Вопрос: нужно ли будет проходить повторную экспертизу при согласовании оборудования заказчиком? кто принимает решение о влиянии замены на безопасность и конструктив?
Согласно части 7 статьи 52 Градостроительного Кодекса РФ (ГрК РФ) отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 15 статьи 48 ГрК РФ в случаях, предусмотренных статьей 49 данного Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
Согласно части 11 статьи 49 ГрК РФ порядок организации и проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий устанавливается Правительством Российской Федерации, в том числе в случае внесения изменений в проектную документацию. В настоящее время данный порядок установлен «Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года №145. В соответствии с п.44 данного положения при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы, такая документация направляется повторно на экспертизу. Так же проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, по инициативе застройщика или технического заказчика может быть направлена повторно на государственную экспертизу в случае внесения в нее изменений в части технических решений, которые не затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства.
Следует отметить определение характеристик безопасности здания или сооружения в соответствии с п.28 части 2 статьи 2 «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» (Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ): Характеристики безопасности здания или сооружения – количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, основания, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, посредством соблюдения которых обеспечивается соответствие здания или сооружения требованиям безопасности.
Каков максимальный срок действия заключений государственной экспертизы и проектной документации на капитальный ремонт?
Действующим законодательством о градостроительной деятельности срок действия заключений государственной экспертизы не установлен.
Вместе с тем, действующим законодательством предусмотрены механизмы, мотивирующие застройщика (технического заказчика) актуализировать проектную документацию в соответствии с изменившимися (с момента получения положительного заключения) требованиями технических регламентов и обязательных требований документов в области стандартизации. 
Просьба разъяснить: устройство вентилируемых фасадов существующего здания - это реконструкция, учитывая, что увеличивается объем здания и затрагиваются несущие конструкции, или капитальный ремонт, так как не изменяется площадь здания.
Данный вопрос рассмотрен в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10.12.2018г. № 49277-ОД/08 «О классификации работ по монтажу ранее отсутствующих систем утепления на эксплуатируемых зданиях». Позиция об отнесении работ по устройству навесных фасадных систем с воздушным зазором и систем фасадных теплоизоляционных композиционных к работам по реконструкции зданий, сооружений Минстроем России не поддерживается.
Требуется ли проведение государственной экспертизы на проектные работы по автоматической пожарной сигнализации системы оповещения и автоматические установки водяного пожаротушения, и проектов автоматической установки водяного пожаротушения (проектные работы).
Проведение экспертизы проектной документации по указанному объекту не является обязательным (часть 3 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации), но может быть выполнено по инициативе застройщика (технического заказчика) – часть 3_3 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.
Требуется ли проведение гос экспертизы сметной документации на проведение демонтажа,монтажа окон в общеобразовательном учреждении при условии,что замене подлежат не все окна в учреждении? Относятся ли окна к строительным конструкциям?

Понятие капитального ремонта определено статьей 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (ГрК РФ):


14.1) Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.


Понятие строительная конструкция в соответствии со статьей 2 «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» (ТР №384-ФЗ): это часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции.


Таким образом окна являются элементами ограждающей строительной конструкции здания. Замена окон относится к капитальному ремонту здания.


В соответствии с частью 3.4 статьи 49 и частью 2 статьи 8.3 ГрК РФ проектная документация на капитальный ремонт, финансируемый с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов подлежит государственной экспертизе.


Предметом экспертизы при этом является проверка достоверности определения сметной стоимости (часть 5 статьи 49 ГрК РФ).

Какие сроки прохождения экспертизы проектно-сметной документации?

Общий срок проведения экспертизы не может превышать срок 42 рабочих дня, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации.


Срок проведения экспертизы проектной документации или проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства по выбору Заявителя может составлять 33 рабочих дня в порядке, установленном договором.


Проверка сметной стоимости проводится в срок не более 30 рабочих дней, установленный Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 427. В случае проведения проверки стоимости сметы на капитальный ремонт одновременно с проведением государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий проверка сметной стоимости осуществляется в пределах срока проведения государственной экспертизы.


Подробнее со сроками оказания услуг можно ознакомиться на сайте учреждения в разделе Документы/Регламенты учреждения, а также кратко - в разделе Порядок оказания услуг.

Необходимо ли проводить экспертизу при осуществлении частичного капитального ремонта?
Понятие «частичный» капитальный ремонт законодательством не регламентировано. Понятие «капитальный ремонт» регламентировано ст. 1 п. 14_2) Градкодекса РФ и п. 1.1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 427 от 18.05.2009 г.
 
Обращаю Ваше внимание, что согласно п. 3 статьи 49 Градкодекса РФ экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства (данная услуга не является обязательной).

При этом, обязательность проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального ремонта регламентируется следующим документом: Согласно п. 1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 427 от 18.05.2009 г., проверке достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства подлежат объекты, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов.
Просим пояснить механизм учета в сметах стоимости бетонов с повышенными требованиями к водонепроницаемости или морозостойкости (СНБ-2001 ред.2017 года)?
В полномочия ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» не входит разъяснения вопросов по сметной нормативной базе редакции 2017 года.

На текущий момент введена и утверждена на территории Челябинской области редакция 2014 года. Сметная стоимость строительства определяется по ТСНБ-2001 для Челябинской области в ценах на 1 января 2000 года, утвержденной Приказом Министерства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.02.2015 № 140/пр, зарегистрированной в федеральном реестре сметных нормативов от 03.03.2015 г. № 234 (п.230). 

Прошу обосновать возможность применения бассейна скиммерного типа в ДОО (детском саду), т.к. согласно ГОСТ Р 53491.1-2009, п. 3.49 рекомендует применять скиммеры для домашних бассейнов, а не для общественных. Запроектирован бассейн 7,0*4,0, глубиной 0,4-0,6м ?
В полномочия ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» не входит обоснование проектных решений.

По заданному вопросу уточняем, что указания ГОСТ Р 53491.1-2009 по применению скиммеров в общественных бассейнах носят рекомендательный характер. Прямого запрета на использование скиммеров в бассейнах небольшого объема, устраиваемых в общественных зданиях, в действующей нормативной документации нет.
Обязательна ли государственная экспертиза проектов на демонтаж участков наземного газопровода?
Для точного ответа на поставленный вопрос представлено недостаточно данных по объекту капитального строительства.

Дополнительно сообщаем, снос объектов капитального строительства регламентируется главой 6.4 Градостроительного Кодекса РФ.
С какой даты подача проектной документации для проведения экспертизы осуществляется только в электронном виде?

С 1 января 2017 года проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, а также иные документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, представляются в государственное учреждение, подведомственное Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а также в уполномоченные на проведение такой государственной экспертизы органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственные этим органам государственные учреждения в электронной форме, за исключением случаев, когда проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий содержат сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

С 1 января 2018 года предоставление документов для проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий осуществляется  также только в электронной форме.


Нужна ли гос. экспертиза сметной документации на монтажные работы системы речевого оповещения при пожаре (МБДОУ) в случае осуществления внебюджетного финансирования?
В данном случае необходимо руководствоваться постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 г. № 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта…" п.4 п.п.б 3).
Нужна ли повторная госэкспертиза сметы на ограждение при изменении территории?
Изменение параметров территории (увеличение площади) приведет к изменению технико-экономических показателей ограждения и увеличению сметной стоимости. В этом случае необходимо сдать сметную документацию на повторную проверку достоверности определения сметной стоимости.
По каким нормативным документам следует принимать размер машино-места автомобилей и автомобилей-инвалидов, пользующихся креслами-колясками?
При определении размеров машино-мест следует руководствоваться следующими нормативными документами: 
- п. 5.1.5 СП 113.13330.2012 "Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*";
- п. 4.2.4 СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. 

Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001". Данные пункты включены в "Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 (в ред. от 07.12.2016).
Какой нормативный документ (со ссылкой на пункт) обязывает муниципальные учреждения осуществлять проверку сметной стоимости капитального ремонта в государственной экспертизе?
Обязательность проведения проверки достоверности определения сметной стоимости регламентируется следующим документом:

Согласно п. 1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 427 от 18.05.2009 г., проверке достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства подлежат объекты, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов.

Полномочия организаций по проведению проверки сметной стоимости регламентируются пунктом 4 вышеуказанного Положения.

Согласно п. 4, б_1) ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» осуществляет проверку достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, капитальный ремонт которых планируется осуществлять за счёт средств бюджетов субъектов РФ (Челябинская область, город Челябинск) и (или) местных бюджетов без привлечения средств федерального бюджета.
Каким нормативным документом (СП 44.13330.2011 «Административные и бытовые здания» или СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения») правильнее руководствоваться при проектировании офисного корпуса при производственном корпусе, включающего в себя кроме офисных помещений помещение кафе, конференц-залы, зал для фитнеса и тренажерный зал?
В соответствии с частью 5 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ – «Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов…».

В п.2 статьи 5 «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» (ТР №384-ФЗ) указано, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований ТР N 384-ФЗ и требований стандартов и сводов правил (СП), включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 ТР №384-ФЗ, или требований специальных технических условий (СТУ).

В настоящее время действуют:
- Перечень (№1521), утвержденный постановлением Правительства РФ от 26.12.2014г. №1521 – применение на обязательной основе;
- Перечень (№365), утвержденный приказом Росстандарта от 30.03.2015г. №365 – применение на добровольной основе.

Применительно к Вашему объекту:
1) Часть разделов и пунктов СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения». Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 – входит в перечень №1521 и обязательны к применению для соблюдения требований ТР №384-ФЗ.
2) СП 44.13330.2011 «Административные и бытовые здания». Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87* в перечень №1521 не входит и подлежит добровольному применению в соответствии с перечнем №365.
3) Таким образом для безопасности здания первично соблюдение требований ТР №384-ФЗ и СП 118.13330.2012.
4) Соблюдение требований СП 44.13330.2011, в части не противоречащей ТР №384-ФЗ и СП 118.13330.2012, осуществляется на добровольной основе.
Казенное учреждение образования проводит частичную замену деревянных оконных блоков на окна ПВХ. Необходимо ли проводить экспертизу сметной стоимости? Текущий или капитальный ремонт?

В ответ на Ваше обращение сообщаем, что согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 г. №427  "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов»:


В случае если капитальный ремонт не включает работы, указанные в пункте 1_1 настоящего Положения, решение о представлении в организацию по проведению проверки сметной стоимости документов для проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства принимается в инициативном порядке:

  • руководителем (уполномоченным руководителем в установленном порядке заместителем руководителя или должностным лицом, уполномоченным руководителем на распределение лимитов бюджетных обязательств) главного распорядителя средств федерального бюджета - в отношении объектов федеральной собственности, главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации - в отношении объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации, главного распорядителя средств местного бюджета - в отношении объектов муниципальной собственности;

  • руководителем юридического лица, созданного Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, юридического лица, доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале которого составляет более 50 процентов, - в отношении объектов такого юридического лица, капитальный ремонт которых осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • руководителем юридического лица, не являющегося государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, - в отношении объектов такого юридического лица, капитальный ремонт которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.


В иных случаях, в том числе на ремонт объекта, сметная документация по инициативе заказчика может быть представлена на экспертную оценку (см. раздел сайта Консультационные услуги).

Обязательно ли проходить Муниципальному автономному учреждению проверку достоверности определения сметной стоимости работ по благоустройству общественных территорий?
В рамках реализации мероприятий приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" законодательством не предусматривается обязательность проведения достоверности определения сметной стоимости объектов (письмо-разъяснение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ №20044-Ач/06 от 07.06.2017 года). Проведение проверки достоверности определения сметной стоимости - носит заявительный характер (при условии, что на данном объекте не предусматривается строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий и сооружений, подлежащих обязательному прохождению экспертизы статья 49 Градостроительного Кодекса РФ).

Задать вопрос
Вопросы 1 - 20 из 31
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец